Уже долгое время мы слышим, что изменения климата – это экзистенциальная угроза для всей жизни на планете, включая и человечество. Подобное заявление звучит как с трибун ООН, так и в Европарламенте. В стороне не остаются и различные организации по охране окружающей среды.

Пытаясь изучить возможные причины изменения климата, ученые обнаружили, что парниковые газы, такие как углекислый газ, метан или закись азота, а также аэрозоли изменяют атмосферу и делают планету более уязвимой. А главный виновник всего этого – автомобильная отрасль. Если коротко, то примерно так мир и пришел к идее, что замена двигателя на аккумулятор поможет нашей планете. Но так ли это на самом деле?

Выбросы в атмосферу как потенциальная опасность

Главный тезис в пользу электромобилей – они не загрязняют атмосферу. Ведь высвобождение энергии происходит без какого-либо сгорания, благодаря именно литий-ионным батареям. А раз нет горения, то неоткуда браться и CO2.

Однако, если источником энергии для питания этих автомобилей будут не солнечные батареи, ветряные турбины или даже атомная или гидроэлектростанция, их выбросы CO2 будут намного выше. Например, если электроэнергия, используемая для зарядки автомобилей, получается в результате сжигания ископаемого топлива, не имеет значения, загрязняют ли сами электромобили воздух во время движения, поскольку это загрязнение уже произошло на какой-то удаленной электростанции. И тут важно учитывать, как скоро мир придет к «зеленой» энергетике.

Но даже если мы предположим, что 100% автомобилей заряжаются от возобновляемых или экологически чистых источников энергии. Можно ли тогда сказать, что у электромобилей нулевые выбросы?

Производство электромобилей

Цикл производства автомобиля начинается с добычи, транспортировки и переработки сырья. Не важно, внутри стоит двигатель или аккумулятор. Тем не менее, по данным Союза обеспокоенных ученых (есть такая некоммерческая организация), во время производства электромобилей также фиксируется большое количество выбросов углекислого газа. И это в большинстве случаев связано как раз с производством батарей.

Аккумуляторы для электромобилей изготавливаются из лития, никеля, кобальта или графита, т.е. из тех элементов, которые находятся под землей. Следовательно, здесь не обойтись без горнодобывающей деятельности, которая практически вся является одним большим неэкологичным процессом. Например, для добычи 1 тонны необходимых элементов для аккумулятора производятся 75 тонн кислотных отходов (с которыми не всегда правильно обращаются) и 1 тонна отходов радиоактивных.

Второй момент – наличие этих самых элементов. Современные исследования, вроде как, успокаивают. Мировых запасов лития хватит еще минимум на 185 лет. Не сильно ситуация отличается и с кобальтом, графитом и никелем. Вот только в сравнении с человеческой жизнью 200 лет – внушительная цифра. Но если мы берем историю человечества и Земли, разве это так много? Или то, что будет через два столетия, уже не наша проблема?

Утилизация аккумуляторов

Тем не менее, даже если нам удастся решить вопрос с добычей элементов и сделать этот процесс более экологичным, это будет актуальным решением проблемы лишь до того момента, пока тысячи и миллионы аккумуляторов не завершат свой жизненный цикл.

Для сравнения: еще 10 лет назад на рынке ЕС утилизировали только 5% лития, а остальное либо сжигалось, либо выбрасывалось на свалки (что совершенно не делает электромобили более экологичными), так как переработка была просто невыгода с финансовой точки зрения.

Сегодня индустрия утилизации этих батарей выглядит иначе. Но вместе с этим изменилось и количество электромобилей, которое продолжает расти. И хватит ли нам мощностей, чтобы уже через 5–10 лет переработать миллионы аккумуляторов, – главная загадка будущего десятилетия.

Что мы имеем в итоге? Электромобили не гарантируют нулевые выбросы. Ведь если они не выделяют CO2 и токсичные отходы непосредственно во время движения, то это происходит на других этапах: во время производства, эксплуатации, выработки электроэнергии для зарядки и после завершения жизненного цикла автомобиля.

В первом случае задействована горнодобывающая промышленность, которая является очень энергозатратной и неэкологичной. Что касается зарядки, то, если автомобиль питается энергией от сжигания ископаемого топлива, он все равно выделяет CO2 в атмосферу, но не из выхлопной трубы, а от какой-то далекой электростанции. А когда дело доходит до переработки батарей, это все еще дорогостоящий процесс. Большинство батарей, скорее всего, будут вынуждены отправиться на свалку.

Поэтому говорить о том, действительно ли переход с ДВС к литий-ионным (либо другим) аккумуляторам поможет нашей планете, пока слишком рано. Должно пройти не одно десятилетие, чтобы мы увидели реальный результат. Причем на длительной дистанции. Ведь краткосрочно пообещать можно многое. Но совсем скоро весь автомобильный мир столкнется с утилизацией аккумуляторов. И свалки использованных шин на этом фоне станут не такой уж значимой проблемой. Собственно, как и выбросы от ДВС.

Чтобы сообщить об ошибке, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

Подписывайтесь на ABW и читайте новости раньше всех!