Пару слов о том, что такое фиджитал-спорт. Phygital – сокращение от Physical и Digital. Это сочетание киберсоревнований и реального спорта. Команды соревнуются сначала в компьютерном симуляторе, потом выходят на настоящую игровую площадку. По совокупности результатов состязаний онлайн и оффлайн и определяется победитель.

Применительно к автоспорту фиджитал-соревнования на «Играх будущего» выглядели так: в каждой команде – по два пилота. Сначала первый пилот едет свои реальные 25 кругов по трассе. Затем он возвращается в боксы и передает эстафету второму, который стартует в виртуальном заезде. По его окончании место в киберкапсуле занимает первый пилот. По окончании кибергонки уже второй пилот принимает эстафету и отправляется на трассу.

В составе команды Friends Team в «Играх будущего» принимал участие и молодой белорусский гонщик Алексей Савин. Вместе с Дмитрием Гвазавой из России они заняли 8 место среди 14 команд.

А свои навыки Алексей (и не только он) поддерживает и развивает в Республиканском спортивно-техническом центре ДОСААФ в Стайках, где создан ультрасовременный класс киберспорта. О его оснащении, пользе симуляторов в подготовке спортсменов, а также перспективах фиджитал-гонок в Беларуси и мире мы поговорили с директором РСТЦ ДОСААФ и руководителем клуба Grappa Motorsport Сергеем Лапицким.

«Это перспективно»

– Когда и как вы начали развивать киберспортивную составляющую автоспорта?

– Все началось в 2019 году, – говорит Сергей. – Тогда об автомобильном виртуальном спорте нам многое рассказал глава Белорусской федерации киберспорта Денис Богуш.

Затем состоялось наше участие в первых FIA Motorsport Games – своего рода Олимпийских играх в мире автоспорта. Там не только проводили соревнования по традиционным гоночным дисциплинам, но и построили огромный ангар, в который поместили киберспортивные капсулы. И кибергонщики наряду со всеми остальными спортсменами набирали очки в общекомандный зачет.

После возвращения с FIA Motorsport Games началось наше взаимодействие с Федерацией киберспорта. Она поставила нам два тренажера.

Надо признаться, изначально я был противником киберспорта, не понимал его. Но с погружением в эту среду мое мнение стало меняться. Окончательный перелом произошел, когда меня пригласили в Москву на подобного рода игры в качестве участника. Поучаствовал и понял: это перспективно. Стало очевидно, что нужно действовать.

В то же время мы в ДОСААФ развивали программу дронрейсинга, для чего закупили мониторы, компьютеры и создали учебно-тренировочный класс. Фактически часть оборудования для виртуальных гонок уже была, оставалось приобрести симуляторы и построить гоночные капсулы.

Сейчас в самых современных капсулах используются рулевые базы Moza на 12 Н·м – большего просто не нужно. Педали, шифтеры, ручники – также Moza. Диагональ мониторов – 55 дюймов, а производительность компьютеров позволяет запускать на максимальных настройках абсолютно любые симуляторы. Рамы капсул свариваются в нашем техническом центре силами наших же механиков.

Сейчас в классе 8 тренажеров, но оборудование Moza используется только в трех. В самое ближайшее время мы полностью перейдем на новые капсулы, оборудованные исключительно Moza – в стадии постройки находятся 7 тренажеров, которые придут на смену старым. Итого у нас будет 10 современных киберкапсул.

Ключевым гоночным симулятором, в котором проводятся фиджитал-соревнования, является Asseto Corsa, поэтому свои тренировки и турниры мы также проводим в нем. Туда загружены российские трассы и автомобили. При необходимости ничто не мешает нам перейти на любой другой симулятор.

«Это реально работает»

– Какие преимущества дают симуляторы в подготовке гонщиков?

– Сегодня качество реализации автомобильных симуляторов и тренажеров достигло действительно хорошего уровня. Программисты делают качественные игры, а производители железа – высококлассный продукт. В итоге уровень реалистичности такой, что позволяет использовать тренажеры не только для тренировок действующих гонщиков, но и для подготовки пилотов с нуля. Ведь все реальные трассы отсканированы и воспроизведены в симуляторе до мельчайших деталей, как и настройки настоящих гоночных автомобилей.

В режимах тренировок выводятся подсказки о том, где тормозить, по какой траектории проходить повороты и т.д., что практически равносильно работе гонщика с тренером и полезно при обучении базовым навыкам.

Действующие гонщики могут проехать на симуляторе по тому или иному треку на виртуальном автомобиле и подобрать необходимую конфигурацию машины, чтобы приехать на реальную трассу подготовленным.

Сегодня все действующие спортсмены, показывающие высокие результаты, занимаются на симуляторах. Это, во-первых, безопасно, во-вторых, существенно дешевле тренировок на реальных автомобилях. Симулятор позволяет спортсмену сэкономить огромное количество средств перед поездкой на новую трассу, сберечь шины, сводит к минимуму риск разбить машину на первых кругах, потому что после виртуальных тренировок ты знаешь, какой поворот следующий, где точка торможения, какова оптимальная траектория. И можешь «лупить» буквально сразу, без адаптации к трассе.

Да, в киберспорте отсутствуют физические нагрузки, ты едешь руками и памятью. Поэтому мозг работает несколько иначе, чем в реальных гонках: он запоминает точки торможения, работу рук. Когда в автомобиле добавляются нагрузки, пилоту, учившемуся на тренажере, ехать становится только легче.

Как показывает практика, настоящие гонщики, которые садятся на тренажер, хорошо ехать сразу на нем не могут. А киберспортсмены, пересаживающиеся в реальный автомобиль, не только сразу едут быстро, но и порой обгоняют действующих гонщиков. Это реально работает. На «Играх будущего» хватало примеров, когда ребята впервые садились за руль болидов «Формулы-4» и сразу показывали достойные результаты.

«Движемся в сторону фиджитал-турниров»

– В Беларуси будут фиджитал-турниры?

– Совсем недавно мы начали проводить киберспортивные соревнования DOSAAF Digital Race, в которых участвуют как виртуальные, так и действующие гонщики. Чтобы популяризировать это направление, мы проводим прямые трансляции высокого уровня на нашем YouTube-канале. Зритель видит непосредственно виртуальную гонку с разных камер, самих гонщиков, данные телеметрии, позиции пилотов и т.д. Для этого нам потребовалось оборудовать режиссерскую комнату и полноценную комментаторскую.

Естественно, мы движемся в сторону фиджитал-турниров. Ведь РСТЦ ДОСААФ – крупный спортивный комплекс, в состав которого входят несколько гоночных трасс. Это позволяет нам организовать полноценные фиджитал-гонки, состоящие из виртуальных и реальных заездов. Сначала гоняемся на симуляторах, затем отправляемся на трассу, суммируем очки и выявляем победителя.

Причем трассой может быть не только картодром: кроме него, смоделированы грунтовая трасса и трек. Благодаря этому мы можем проводить в формате фиджитал не только кольцевые гонки, но и автокросс, а также трековые соревнования, причем как летние, так и зимние. Помимо трасс, в симулятор загружены и автомобили, которые мы используем в реальных заездах: прототипы Mitjet, карты классов Rotax, KZ2, а также прокатные карты. Ну и, конечно, «Жигули» класса «Легенды СССР». Я не исключаю, что любимые многими соревнования «Горячий лед» в ближайшем будущем могут превратиться в фиджитал-гонки.

Уже в июне в рамках выставки Tibo 2024 мы планируем проведение фиджитал-турнира, включающего виртуальные гонки и заезды на нашем картодроме. Мы готовы принять 80 пилотов. О начале регистрации скоро объявим. Соревнования пройдут в Стайках, а на самой выставке в «БелЭкспо» будет вестись трансляция на большом экране.

«Это пойдет на пользу спортсменам»

– За фиджитал будущее?

– Конечно. И его определенно нужно развивать – это пойдет на пользу нашим спортсменам. У нас в стране отсутствуют большие трассы и болиды классов «Формула». Непонятно, как наши гонщики вообще могли бы к ним прийти. А благодаря проведению фиджитал-гонок и участию в них Алексей Савин впервые в жизни сел за руль «Формулы-4» и был довольно успешен. Эта история открывает нашим ребятам дверь туда, где они бы никогда не смогли оказаться в иных условиях.

Как только будет завершено переоборудование класса, наша школа авто- и мотоспорта начнет набор групп виртуальных гонщиков. Мы планируем обучать как ребят возрастом от 10 лет, так и взрослых людей, которые по мере своего развития смогут принимать участие в соревнованиях. Конечно, занятия будут не бесплатными, но наша страна и ДОСААФ в частности отбирает талантливых пилотов и включает их в программу развития, что позволит им заниматься на льготных условиях.

Чтобы сообщить об ошибке, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

Подписывайтесь на ABW и читайте новости раньше всех!